Макарова набережная
Набережная Макарова проходит по левому берегу Малой Невы от Биржевой площади до набережной реки Смоленки.
Первоначальное название участка от современной Тифлисской улицы до Кадетской линии – Гостиная улица – было дано по Гостиному двору, находившемуся на месте современных домов № 6 и 8. Это наименование употреблялось с 1776 по 1793 год. В те же годы первый участок набережной, от стрелки Васильевского острова до Тифлисской, входил в состав Академической улицы, включавшей в себя и часть нынешней Университетской набережной – до Менделеевской линии (подробнее см. Университетская набережная). Затем почти столетие набережная не имела названия.
16 апреля 1887 года она стала Тучковой набережной, по Тучкову мосту. До 1914 года набережная официально начиналась от Биржевой линии, а предыдущий участок по-прежнему оставался безымянным. А 15 декабря 1952 года ее переименовали в честь русского флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова (1848—1904).
Одним из главных принципов ведения войны, которые внедрял Степан Осипович Макаров, было применение мин в атаке и в артиллерии. Нападать на врага с помощью минных катеров он начал в русско-турецкую войну 1877—1878 годов, когда командовал вооруженным пароходом «Великий князь Константин».
Ученый Макаров
Накануне русско-японской войны, говоря о ее неизбежности, Макаров подал рапорт великому князю Алексею Александровичу о необходимости снабжения Порт-Артурской эскадры бронебойными «макаровскими» колпачками – придуманными им специальными насадками на снаряды, предназначенными для пробития брони вражеских кораблей. Их производили на Обуховском заводе в Петербурге. Ответом был отказ. К числу изобретений Макарова относятся пластырь для заделки пробоин судов, получивший название «макаровского»,– шпикованный мат, а также средства непотопляемости кораблей – водоотливные системы, водомерные трубки, клапаны. Благодаря Макарову на вооружение русского флота был поставлен бездымный порох, разработанный Дмитрием Менделеевым.
Макаров был и выдающимся гражданским ученым. В 1886 году он отправился из Кронштадта, с которым была связана большая часть его жизни, в кругосветное путешествие на корвете «Витязь». Во время путешествия были проведены ценнейшие океанические исследования, а кроме того, в Императорской гавани на Тихоокеанском побережье он обнаружил точное место гибели фрегата «Паллада», затонувшего в 1853 году, и дал его описание. Благодаря этому в 1948 году специальная экспедиция подняла с «Паллады» много предметов, имеющих историческую ценность.
Погиб вице-адмирал Макаров во время русско-японской войны при взрыве налетевшего на мину броненосца «Петропавловск»,