Джамбула переулок
Первое название этого переулка, соединяющего набережную реки Фонтанки и Загородный проспект, возникло в 1785 году – Лештоковский переулок.
В нем зафиксировалась несколько искаженная фамилия лейб-медика Елизаветы Петровны.
В «Санкт-Петербургских ведомостях» конца XVIII столетия зафиксированы формы, позволяющие проследить процесс изменения иностранной фамилии в названии проезда: Лештоков, Лештыков и, наконец, Лештуков переулок (вариант, появившийся в 1791 году и просуществовавший до конца 1952 года).
Под влиянием народной этимологии возникли варианты Левщенский и Лещиков переулок. Последний употреблялся долго, вплоть до 1837 года.
На самом же деле фамилия землевладельца, от которой и пошло название переулка,– Лесток. Иоганн-Герман Лесток родился в Целле (Франция) 29 апреля 1692 года. Он прибыл в Россию в 1713 году в качестве лекаря, прославился не только как первый лейб-медик и специалист своего дела, но и как мастер дворцовых интриг. С 1720 по 1725 год, до смерти Петра I, за свое интриганство находился в ссылке. При Екатерине I вернулся и занял место лейб-хирурга. Основным же видом деятельности лейб-хирурга и после смерти Екатерины Алексеевны остались придворные интриги.
Полковник русской службы пруссак Кристоф-Генрих Манштейн в своих записках отмечал центральную роль Лестока в перевороте 1741 года. Именно он, Лесток, и граф Михаил Илларионович Воронцов, сопровождая царевну к гвардейцам, отправились в полночь в казармы гренадер Преображенского полка и собрали около трехсот унтер-офицеров и солдат, готовых жертвовать собой ради ее воцарения. Именно Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадер в покои Зимнего дворца и арестовали Анну Леопольдовну с супругом, детьми и даже жившей рядом фавориткой.
После прихода к власти Елизавета сделала Лестока действительным тайным советником и в 1745 году подарила ему большой участок земли у Фонтанки, на котором Лесток построил дачу, завел огород. Но в 1748 году интриган снова впал в немилость и был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой, в которой пробыл до 1762 года, то есть до очередного дворцового переворота. Умер Иван Иванович Лесток в 1767 году. Участок его отошел в казну в 1750-м, но переулок получил искаженное имя своего бывшего владельца только в середине 1780-х.
В честь казахского поэта-акына Джамбула Джабаева
15 декабря 1952 года переулок переименовали в честь казахского поэта-акына Джамбула Джабаева (1846—1945). Этим постановлением более сотни ленинградских проездов переименовывались, в основном, в память о населенных пунктах, освобожденных советскими войсками от фашистских захватчиков в 1943—1944 годах, либо в честь защитников Ленинграда. Джамбул никогда не был в городе на Неве. Поводом к увековечению стало его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!».
13 января 1998 года переулку было возвращено историческое название, однако уже 20 февраля того же года решение о возвращении было отменено, поскольку в Петербурге поднялась волна протеста казахской диаспоры против уничтожения памяти о Джамбуле. Предложение членов Топонимической комиссии перенести имя Джамбула на безымянную площадь в Кировский район, где названия многих проездов связаны с обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, не было принято во внимание. Эта история выглядит еще более нелепой, если учесть, что в самом Казахстане города Джамбул уже не было – в 1997 году его переименовали в Тараз.
Переулок остался переулком Джамбула. В 1999 году на нем был установлен памятник казахскому акыну и мемориальная доска, рассказывающая о современном названии переулка.
Косвенно память о лейб-медике Иоганне-Германе Лестоке сохранилась в названии Лештукова моста.