Качалова Профессора улица
Эта улица проходит в Невском районе от проспекта Обуховской Обороны до Глухоозерского шоссе.
Первоначально, с 5 марта 1871 года, она именовалась Деминской, по фамилии основателя и первого управляющего стеклянного завода, занимавшего всю нечетную сторону улицы. Впрочем, сама улица тогда была короче и заканчивалась у Хрустальной улицы. Дальше шел Четвертый луч, одна из четырех магистралей Стеклянного городка, расходившихся веером. Сейчас из них остался только Второй; Первый луч вошел в состав Хрустальной улицы, а Третий исчез вовсе.
Четвертый луч оформился к 1912 году; он заканчивался у пересечения Народной и Больничной улиц, то есть у современного перекрестка улиц Седова и Книпович.
В 1950-е годы здесь началась промышленная застройка, и весь район был перепланирован. Часть луча была упразднена, часть вошла в состав Деминской улицы. У Соединительной железнодорожной линии улицу повернули на запад и вывели параллельно Фаянсовой улице к Глухоозерскому шоссе. А 15 мая 1965 года Деминская улица получила современное название.
Присвоение имени профессора Николая Николаевича Качалова (1883– 1961) улице, проходящей здесь, в бывшем Стеклянным городке, отнюдь не случайно. Выпускник Горного института, Качалов был выдающимся специалистом в области стекловарения, шлифовки и полировки стекол. Во время Первой мировой войны он работал над получением отечественного стекла для оптики, построил на заводе в Петрограде оптический цех. Уже в советское время благодаря Качалову в стране была внедрена отечественная технология изготовления оптического стекла. Качалов участвовал в организации Института химии силикатов Академии наук СССР, где работал затем заместителем директора. В 1930 году Николай Николаевич организовал в Ленинградском Технологическом институте кафедру технологии стекла и был ее бессменным руководителем до самой смерти. В 1935 году профессору Качалову было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, а в 1947-м присуждена Сталинская премия.
Память о профессоре Качалове запечатлена не только в названии улицы, но и в трех мемориальных досках, установленных на петербургских домах: на улице Восстания, 6, где он жил; на набережной Макарова, 2, в зале института химии силикатов, и на здании бывшего завода художественного стекла, долгие годы находившегося на улице Профессора Качалова.