Седова улица
Имя полярного исследователи Георгия Яковлевича Седова (1877—1914) появилось на карте Ленинграда 3 августа 1940 года. Согласно постановлению, улицей Седова должна была стать Большая Щемиловка (ныне Фарфоровская улица).
Но произошла, по-видимому, некоторая путаница, и улицей Седова назвали безымянный проезд, носивший условное название Второй Параллельной улицы. Это был проезд от Большой Щемиловки до Куракиной дороги (позже в составе Южного шоссе), проходившей между современными домами № 87 и 89 по улице Седова.
Имя Седова было выбрано среди имен многих российских полярных исследователей не случайно, ибо он, в отличие от подавляющего большинства, не отличался знатным происхождением, а в жизни своей добился всего собственными усилиями.
Седов, сын азовского рыбака, в 1900 году приехал в Петербург и добился права сдать экзамен на полный курс Морского корпуса. В 1902 году он впервые попал в Арктику в составе гидрографической экспедиции Варнека, которая на пароходе «Пахтусов» исследовала юго-западную часть Карского моря и берега острова Вайгач. В этом же году бухта и островок в губе Дыроватой на западе острова получили имя молодого исследователя Седова. Георгию Яковлевичу было тогда 25 лет.
Седов мечтал достичь Северного полюса и в 1912 году представил свой проект экспедиции на Северный полюс начальнику Главного географического управления. Особой комиссии при морском министерстве не понравился маршрут, и Государственная Дума отказала в финансировании проекта.
Но Седов был упрям и в том же году организовал частные пожертвования. Экспедиция вышла из Архангельска только в середине сентября 1912 года. Судно «Святой Фока» затерло льдом у Новой Земли. Но на этой вынужденной зимовке было сделано много открытий: открыты новые ледники, хребты, заливы, нанесены на карту Южные Крестовые острова.
Северная оконечность Новой Земли приобрела на карте тот вид, который имела на самом деле.
Мыс Аук
Почти через год Седов отправился к Земле Франца-Иосифа. 13 сентября 1913 года судно бросило якорь на юго-западной оконечности острова Нортбрук. К тому времени гибельность замысла стала очевидной. Судно остановилось во льдах в бухте Тихой на острове Гукера. Поняв, что эта зимовка будет последней, Седов не взял с собой Владимира Визе (ставшего впоследствии выдающимся советским ученым), чтобы сохранить научные наблюдения, собранные им. Взял же с собой двух матросов – Линника и Пустошного. На трех нартах с восемью собаками они отправились в последний поход.
5 марта 1914 года Седов скончался. Место его захоронения не найдено. В 1938 году на мысе Аук сотрудники полярной станции острова Рудольфа нашли обломки лыж, ржавые консервные банки, куски материи, веревки. И главное – нашли флагшток, на котором была медная втулка с надписью латиницей: «Полярная экспедиция. Седов. 1914». Эти предметы ныне хранятся в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге.
Георгий Седов стал прообразом капитана Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
3 декабря 1956-го улица Седова значительно удлинилась. К ней в связи с реконструкцией уличной сети Невского района присоединили Екатерининскую, Агафоновскую, Экипажную улицы и новую прорезку от Железнодорожной до Фарфоровской улицы.
Екатерининская улица именовалась так с 1904 года по имени землевладелицы и проходила от Большого Смоленского проспекта до железнодорожной линии, то есть в сторону, противоположную нынешнему направлению улицы Седова. В начале 1950-х годов улицу продлили до улицы Бехтерева.
Агафоновская улица известна с 1900 года. Ее имя происходит от фамилии члена Фарфоровского попечительства пристава М. С. Агафонова. Первоначально улица шла от Палевского проспекта (проспект Елизарова) до Московской улицы (улица Крупской). В начале 1950-х годов в ее состав вошел участок от Большого Смоленского проспекта.
Экипажная улица чуть старше. Ее название впервые появилось на карте Петербурга в 1896 году и происходило от Александровского завода, на котором производился ремонт экипажей, то есть легких рессорных колясок. Ныне здесь, в современном доме № 45 по улице Седова, находится Вагоноремонтный завод Октябрьской железной дороги.
В 1960-е годы к улице Седова присоединили 3-ю улицу. Это была одна из 14 номерных улиц Леснозаводской деревни. Она появилась в 1910-е годы и проходила от Южного шоссе до проспекта Александровской Фермы.
Наконец, 15 июня 1976 года в улицу Седова включили Новую дорогу, возникшую в 1930-е годы и протянувшуюся от Глухоозерского шоссе до улицы Бехтерева. Тогда-то улица Седова и приобрела современные границы, став одной из самых длинных улиц города. Ныне улица Седова проходит от пересечения Фаянсовой улицы и Глухоозерского шоссе до проспекта Александровской Фермы.