Московская площадь и площадь Московские Ворота
На том месте, где старая Новгородская дорога (современный Лиговский проспект) соединялась с новой «перспективой», проложенной в петровское время от будущей Сенной площади, располагалась первая застава при въезде в город, называемая Ближней рогаткой, или Московской заставой.
Рогатками заставы назывались по воткнутым в землю рогатинам, на которые накладывалась жердь, перекрывающая проезд. Здесь в 1834—1838 годах были возведены триумфальные ворота по проекту архитектора Василия Стасова и скульптора Бориса Орловского в честь побед русских войск в войнах с Персией в 1826—1828 годах и с Турцией в 1828—1829 годах. Эти ворота, от которых тогда начиналось Московское шоссе, стали именовать Московскими. Площадь вокруг ворот с начала XX века называлась «по-московски», в именительном падеже: площадь Московские Ворота.
В 1936 году ворота разобрали под предлогом того, что они мешали трамвайному движению. Чугунные части ворот должны были отправить на переплавку, а пока их сложили на соседней Ломаной улице. Там они и пролежали до тех пор, пока в 1956 году не было решено восстановить ворота на прежнем месте. К 1960 году восстановительные работы были завершены.
Московская площадь
После разборки ворот название площади вышло из употребления, и она долго оставалась безымянной. 15 мая 1965 года ей присвоили название Московская. Через три года вдруг вспомнили, что станция метро, находящаяся на площади, уже с 1961 года носит имя «Московские Ворота», и 28 октября 1968 года площади вернули старое название, а Московской стала другая площадь, на пересечении Московского проспекта с улицей Типанова. В 1970 году там появилась станция метро «Московская».