Льва Мациевича площадь
17 июня 1982 года площадь на пересечении Серебристого бульвара и аллеи Котельникова получила имя одного из первых русских летчиков Льва Макаровича Мациевича (1877—1910), погибшего при показательном полете на Комендантском аэродроме.
В 1907-м судьба связала Мациевича с Балтийским заводом. Здесь он разработал 14 проектов подводных кораблей, изобрел двигатель, пригодный и для подводного, и для надводного хода лодок.
В октябре 1909 года Лев Мациевич, внимательно следивший за развитием авиации, представил в Морской генеральный штаб России разработанный им первый в мире проект авианосца, способного нести 25 самолетов, а также проект специального аэроплана с усиленным шасси для посадки на плавсредство. Однако проект, несмотря на самые положительные отзывы специалистов, остался нереализованным. Примерно в эти же годы Лев Мациевич вступил в партию социал-революционеров (эсеров). Принадлежностью к партии объясняются легенды, связанные с гибелью Мациевича.
«Фарман» Мациевича
В 1909 году Мациевич был принят в Отдел воздухоплавания, который возглавлял великий князь Александр Михайлович, а в марте 1910-го направлен во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Он вернулся в Россию с лицензией пилота, подписанной всемирно известным конструктором и летчиком Анри Фарманом, 13 сентября 1910 года, когда на Комендантском аэродроме началась первая авиационная неделя, а следом за ней последовал первый праздник воздухоплавания. В день открытия праздника, 23 сентября, на Комендантском поле собралось много народа, высокопоставленных особ, в числе которых был премьер-министр Столыпин, уже бывший объектом нападения эсеров. Мациевич предложил ему совершить путешествие по воздуху. Столыпин согласился. По свидетельству очевидцев, агенты охранного отделения «пришли в ужас», когда «Фарман» с Мациевичем и Столыпиным скрылся в облаках.
Полет завершился благополучно. Зато на следующий день случилась трагедия. На «Фармане» Мациевич поднял начальника Главного морского штаба Н. Яковлева, установив рекорд высоты. В 17 часов 33 минуты он взлетел снова, пытаясь взять новую рекордную высоту. В 18.00 выстрел сигнальной пушки известил об окончании праздника, но народ не расходился, следя за полетом Мациевича. В 18.08 в небе раздался треск, а на трибунах вздох ужаса. С 400-метровой высоты падал разламывающийся на части самолет и летчик, который что-то кричал. По заключению врачей, смерть Мациевича наступила уже на земле. Его хоронили как национального героя, а на месте гибели был установлен памятный знак, который создал зодчий Иван Фомин.
Существует политическая версия гибели самолета. Она связана с тем, что эсер Мациевич не выполнил задания партии по уничтожению Столыпина. Либо сам летчик устроил аварию, приговорив себя к смерти, либо перед полетом кто-то из боевой организации эсеров испортил двигатель. Вторая версия маловероятна.
До начала застройки Комендантского аэродрома этот памятный знак находился примерно на пересечении Богатырского проспекта и Серебристого бульвара. Затем его перенесли на площадь, названную именем Льва Макаровича Мациевича. К сожалению, после постройки в середине 1990-х в центре площади четырех домов памятник оказался с нее не виден.